Содержание учебного курса предмета «Музыка» в рамках «Стандартов второго поколения» для общеобразовательной школы основано на концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности, личности творческой, способной генерировать идеи, воплощая их в жизнь. В основной школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» становится особенно актуальным, и представляет собой неотъемлемое звено в системе общего образования. Особенности содержания курса «Музыка» обусловлены спецификой музыкального искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит их к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности, делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной. Сформированные навыки активного диалога с музыкальным искусством становятся основой процесса обобщения и переосмысления накопленного эстетического опыта. Изучение предмета «Музыка» направлено на достижение следующих целей: • формирование музыкальной культуры личности, освоение музыкальной картины мира; • развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной памяти, ассоциативного мышления, фантазии и воображения; • развитие творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально- пластическое движение, импровизация и др.) Личностное, коммуникативное, социальное развитие учащихся определяется стратегией организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. <Приложение – Презентация> Критериями дифференциации видов универсальных действий являются: функции, структура и форма, особенности возникновения, в том числе условия организации учебной деятельности. К основным видам универсальных учебных действий относятся: -личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-эстетического оценивания), -регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование), -познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические), -коммуникативные. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения содержания курса обучения и тесно связаны с достижением метапредметных результатов, т.е. таких способов действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень актуально в наше время, потому что в современном мире требуются такие качества человека как мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Личностные учебные действия по предмету «Музыка» выражаются в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию; в формировании ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитии самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма. Регулятивные действия в изучении предмета «Музыка». Учащимся важно ясно представлять цель предмета, а именно, что музыкальное произведение, представляющее настоящее искусство, – это мысль, выраженная в виде звуков, которая провозглашает духовно-нравственные ценности человечества. Познавательные универсальные действия на уроках музыки. Приобщение к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному, профессиональному музыкальному творчеству – способствует формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося. Коммуникативные учебные действия по предмету «Музыка» формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для каждого человека проблем жизни и продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. С точки зрения предмета «Музыка» самым близким является понятие моделирование, как универсальное учебное действие. Мелодия – это мысль, выраженная в знаково-символическом виде, т.е. с помощью звуков. Именно, в интонационном зерне кроется основная идея всего музыкального произведения. Соответственно, слушая музыкальное произведение на уроке, необходимо, прежде всего, обращать внимание на его интонационный анализ. Некоторые особенности технологии урока в рамках «Стандартов второго поколения». Чтобы урок был интересным, захватывающим, он должен строиться с учетом драматургии. Драматургический подход к обучению – это общение на основе совместного проживания урока всеми его участниками. Урок музыки выстраивается по принципу развития и смены эмоциональных состояний, связанных с этапами драматургии урока: вступление (сообщение темы), завязка (постановка проблемы), развитие (изложение материала), эмоциональная кульминация (разрешение проблемы), заключение (вывод). План проведения имитационной игры мастер-класса
1. Вступление (сообщение темы). Создание проблемной ситуации. 2. Завязка (постановка проблемы). Работа в микрогруппах 3.Развитие (изложение материала). Познание целостности предложенной школьникам темы в многообразии ее художественных решений. 1). Анализ произведений искусства. 2). Письменная творческая работа. 3). Творческое задание. 4. Эмоциональная кульминация (разрешение проблемы). Исполнительская деятельность. 5. Заключение (вывод). Работа в микрогруппах.
Средства обучения: Художественный ряд: А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Весна. Большая вода». Музыкальный ряд: «Как прекрасен этот мир» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова, музыка С.Рахманинова, слова Ф.Тютчева романс «Весенние воды», «Белые птицы» слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной Литературный ряд: стихотворения о природе Ф.Тютчева, А.Фета и др. Портреты: С.Рахманинова, Ф.Тютчева, И.Левитана. Набор детских музыкальных инструментов. Практические творческие работы 1.Слушание музыки. 2.Хоровое и сольное пение. 3.Музицирование на простейших инструментах.
Планируемый результат. 1.Воспринимать музыку, размышлять о ней как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности 2.Соотносить выразительные и изобразительные интонации, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний. Характеристика деятельности учащихся. Умения: • наблюдать бытование музыки и понимать ее значение в жизни людей; • различать чувства, настроения, состояния, выраженные в музыке; • слушать, воспринимать, анализировать музыкальные произведения; • описывать и характеризовать музыкальные образы; • определять и правильно употреблять в речи изученные понятия; • исполнять музыкальные произведения на различных музыкальных инструментах; • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений и проявлять личностное отношение при их восприятии и исполнении. Имитационная игра по теме «Прекрасное пробуждает доброе…» Цели: -формирование художественного вкуса, умения познавать мир через музыкальные формы и образы; -становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; -формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач, - развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти и внимания, музыкально-творческих способностей; - развитие чувства прекрасного, способности испытывать эстетическое наслаждение, увлекаться и покоряться красоте искусства; - воспитание культуры слушателя, выявление взаимосвязи музыки и жизни. 1.Организационно-психологический момент. (Создание проблемной ситуации). Важным моментом в организации урока является постановка темы в качестве не конкретного утверждения, а проблемы, которая решается в процессе урока. Ученикам важно видеть и ставить проблемы окружающей их жизни, уметь находить возможные пути их решений через искусство. Музыкальная заставка «Как прекрасен этот мир…» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова - фрагмент. - О чем рассказывает песня? (Песня рассказывает о том, что наш мир прекрасен) - Искусство – это прекрасно? Искусство воздействует на человека? - Как искусство воздействует на человека? В ходе урока, мы постараемся с вами найти ответ на данный вопрос. Я предлагаю вам ряд произведений разных видов искусства: И.Левитан Весна. Большая вода, С.Рахманинов «Весенние воды», А.Саврасов «Грачи прилетели», Ф.Тютчев «Весенние воды», С.Рахманинов «Весенние воды» . - Что объединяет все эти произведения? (Изображение природы, весны). Да, вы действительно правы, все эти произведения искусства объединяет общая тема – природа, весна. Искусства различны, а тема едина. Искусство связано с природой так же тесно, как связана с природой вся жизнь человека. Многие художники, поэты, композиторы обращались к этой теме. Но все образы природы, будучи запечатленными на холсте, в стихах или звуках вызывают сложные чувства, переживания, настроения. Природа в искусстве одухотворена: она печальна и радостна, задумчива и величава; она такова, какой видит ее человек. 2.Работа в микрогруппах. Задание группе № 1.Все времена года отражены в искусстве. В живописи природа играет красками, цветами, бликами.Назовите художников, изображавших природу на своих полотнах, составьте художественный ряд. Задание группе №2.Человеческая душа несет в себе глубокое поэтическое видение природы. Назовите поэтов и писателей, посвятивших этой теме свои произведения, составьте литературный ряд. Тема природы издавна привлекала композиторов.
Задание группе №3.Природа дарила музыке звуки, тембры, которые слышались в пении птиц, в журчании ручьев, в шуме грозы. Назовите композиторов, отразивших в своих произведениях тему природы, составьте музыкальный ряд. Представители групп озвучивают итоги работы. Примеры работы: Группа №1 Карточка Художественный ряд 1.И.Левитан «Золотая осень» 2. Поленов «Золотая осень» 3.И.Шишкин «Рожь» 4.А.Куинджи «Радуга» 5. Р. Романов «Времена года. Зима». 6.А.Саврасов «Весна» Группа №2 Карточка Литературный ряд 1.А.Пушкин «Зимнее утро» 2.Ф.Тютчев «Весенние воды» 3. С.Есенин «Поет зима, аукает!» 4.А.Фет «В дымке-невидимке...» 5.М.Пришвин «Кладовая солнца» 6.И.Тургенев «Бежин луг» Группа №3 Карточка Музыкальный ряд 1.П.Чайковский «Времена года» 2.А.Вивальди «Времена года» 3.Г.Свиридов «Поет зима, аукает!» 4.М.Глинка «Жаворонок» 5.Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее» вступление к опере «Садко» 6.С.Рахманинов «Островок» Коллективное оценивание правильности выполнения заданий. Многие произведения искусства посвящены весне. -Как вы думаете, почему художники, поэты и композиторы обращались к теме весны? -С чем это связано? Что происходит в природе весной? -Какие чувства возникают у вас с приходом весны? (Ощущение радости, свежести, пробуждения). Да, это закономерно. Образ весны, первого весеннего цветка ассоциируется с пробуждением сил человека после зимнего оцепенения, сумрака морозов и вьюг – к новым чувствам, свету, солнцу. Весна становится символом свежих чувств, символом извечного стремления к жизни. 3.Познание целостности предложенной школьникам темы /природа, весна / в многообразии ее художественных решений. Основной задачей предмета «Музыка» является формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности. Известно, что эстетическое означает «чувственное». Любое чувство – это результат, реакция человека на какие-либо события или явления жизни, его эмоциональная оценка, следствие сознательных и подсознательных мыслительных процессов человека. Следовательно, общаясь с искусством, нужно думать, оценивать, анализировать и обсуждать, не само чувство, а причины породившие его. В результате содержанием музыкального произведения окажутся не только чувства, а общечеловеческие ценности духовного порядка, выраженные в чувствах . Таким образом, ученик познает музыкальное произведение как воплощение морально-нравственных понятий, что ведет к глубокому осмыслению музыки и духовному росту ученика. I. Обратимся к репродукциям картин /анализ, сравнение/ А.Саврасов «Грачи прилетели», И.Левитан «Весна. Большая вода» <Приложение1>. - Какой изображена весна на картинах? - Какое настроение передают художники на картинах? - Какими выразительными средствами художники изобразили весну? (Настроение, цвета красок, содержание) Почему? - Сравните средства художественной выразительности этих двух картин? - Какие чувства вы испытали, рассматривая эти репродукции? (радость, добро, свет) II. Подберите к этим художественным образам созвучные по настроению стихотворения. /Чтение стихотворений о весне/. - Какими выразительными средствами поэты создают образ весны? (Эпитеты, сравнение) Почему? -Какие чувства у вас возникли, при чтении и слушании стихотворений? (Праздник, чистота, любовь) -Сравните картины художников и прочитанные вами стихотворения? (Каждое из произведений искусства (картина или стихотворение) рассказывают о весне, передавая радостное весеннее настроение. При создании образа весны поэты и художники используют свои выразительные средства – краски и слова (текст). III. С. Рахманинов на слова Ф.Тютчева романс «Весенние воды». Слушание и анализ музыкального произведения. С.Рахманинов (показ портрета) и Ф.Тютчев (показ портрета) <Приложение2> являются авторами романса «Весенние воды». Это одно из самых светлых и радостных сочинений всей русской музыки конца прошлого века. Русскую природу композитор воспевал во многих своих произведениях. Природа в музыке Рахманинова почти всегда тихая, спокойная, нежно-певучая. Перед прослушиванием романса, я прочитаю отрывок из рассказа «Весенние мелодии» М.Горького: «В саду, за окном моей комнаты, по голым ветвям акации прыгают воробьи и оживленно разговаривают, а на коньке крыши соседнего дома сидит почтенная ворона и, слушая говор серых птичек, важно качает головой. Теплый воздух, пропитанный солнечным светом, приносит мне в комнату каждый звук, - я слышу торопливый и негромкий голос ручья, слышу тихий шорох ветвей, понимаю о чем воркуют голуби на карнизе моего окна, и вместе с воздухом мне в душу льется музыка весны…» С.Рахманинов на сл.Ф.Тютчева «Весенние воды» - слушание. Я предлагаю вам выполнить самостоятельную творческую работу. Заполните карточку.
ПИСЬМЕННАЯ ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА Анализ музыкального произведения: ________________________________________________________________ Инструкция: дайте письменный анализ прослушанной пьесы на основе следующих параметров: Характер мелодии__________________________________________________ Лад_______________________________________________________________ Темп______________________________________________________________ Фактура___________________________________________________________ Метроритм________________________________________________________ Регистровые и динамические особенности_______________________________________________________ Жанр_____________________________________________________________ Форма____________________________________________________________ Образное содержание______________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Прокомментируйте свои творческие работы. -Какие изобразительные интонации передает музыка? (Движение весенних ручейков, вод). IV.Повторное слушание. С.Рахманинов на сл.Ф.Тютчева «Весенние воды». Взаимообмен работами в парах и исправление ошибок. Сделайте вывод об образном содержании произведения. Вывод: Музыка создает образ «вешних вод». Мы слышим как маленькие весенние ручейки, стекаясь вместе, превращаются в бурную реку, ломающую остатки льда и стремительно несущуюся вперед. В этом произведении изображена природа буйная, словно восторженный гимн приближающейся весне, гимн радости, гимн обновленной жизни. Ощущение бесконечного простора, наполненности жизни чем-то большим светлым, ощущение величавой красоты, возвышенно-прекрасной взволнованности рождает музыка. V. Домашнее задание. Найдите стихотворение о весне, придумайте художественный образ, созвучный эмоциональной сфере стихотворения и изобразите его с помощью рисунка. VI. Творческое задание. Создание «Мелодии весны». Я предлагаю вам выполнить еще одно творческое задание - представьте, что вы композиторы и придумайте «Мелодию весны». - Какими эмоциональными состояниями вы бы выразили приход весны? (Восторг, радость, свет, праздник). 1. Придумайте музыкальные интонации, выражающие эти эмоциональные состояния. -Какие явления жизни, происходящие весной, можно передать музыкой? (Весеннюю капель, бегущий ручеек, пение птиц, стук дятла, стрекот сороки). У меня на столе находятся детские шумовые музыкальные инструменты (треугольники, металлофон, свистульки, трещётка, ложки и др.). 2.Выберите музыкальный инструмент, объясните, какие ассоциации со звуками весенней природы он у вас вызывает, исполните свой вариант мелодии. Треугольник – весенняя капель. Металлофон – звуки бегущих весенних ручейков. Свистулька – трель птицы. Трещетка – стрекот сороки. Ложки – стук дятла.
А теперь исполним все, придуманные вами, мелодии под руководством дирижера. Выбирается дирижер, который управляет исполнением мелодии. Спасибо, у вас получилось очень красивая «Мелодия весны». - Какой вывод мы можем сделать после знакомства с произведениями литературы, живописи и музыки? Мы можем сделать следующий вывод: Вывод: Произведения разных видов искусства, каждое своими выразительными средствами, передают красоту весеннего обновления природы и красоту обновления мира и жизни. Анализируя произведения разных видов искусства, созданные на одну тему, мы учимся глубже понимать их смысл, искать ряд схожих образов, настроений. Разные виды искусства красивы именно потому, что рассказывают о красоте природы, а следовательно, о красоте жизни. Знакомясь с произведениями искусства, объединенных темой природы, ощущаешь очарование природой, они учат нас любоваться красотой природы, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но и беречь природу, чистые, добрые человеческие чувства… Каждый в этом мире должен осознать, Что природу нужно охранять, Чтоб цвели луга – золотые ситцы, Чтоб текла река и пели птицы. -Подумайте и скажите, о чем бы вы хотели спеть? Какую песню? («Белые птицы» слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной) - Почему именно эту песню вы хотите исполнить? Чему учит нас эта песня? (Быть добрым, чистым, открытым человеком, жить в гармонии с природой и самим собой.) -Вспомните и скажите, как звучит мелодия этой песни, в каком темпе и ритме. Как будут звучать ваши голоса – громко, сильно, тихо или как-то иначе? Спойте песню в сопровождении фонограммы, передавая ее характер, настроение. 4. «Белые птицы» слова В.Степанова, музыка О. Юдахиной – исполнение песни. В окно открытое ко мне Влетела птица в тишине. Был чист и бел ее наряд, Как белый яблоневый сад. Коснулся я ее крыла - И ночь за горизонт ушла. Но это был лишь только сон, При свете дня растаял он. Припев Отворите окна, отворите, Белых птиц в сердца свои впустите, Белых птиц в сердца свои впустите И слова любви для них найдите.
Кто ощутил тепло крыла, Уже не сможет сделать зла, И в час любой, и в миг любой Твоей чужая станет боль. Пусть не во сне, а наяву, Взмывая в неба синеву, В пути не ведая преград, Припев -Как вы думаете, у вас все получилось так, как вы задумали? -Предложите свои варианты исполнения этой песни. (Солист и ансамбль, ансамбль и хор и.т.п.) В жизни человека встречаются разные люди: одни действительно воспринимают лишь то, что приносит пользу, выгоду, другие сохраняют в душе стремление к красоте и добру. Даже в мире взрослых такие люди с трудом понимают друг друга. Иногда это приводит к очень тяжелым конфликтам, ошибкам, на исправление которых порой уходит целая жизнь. Весь опыт человечества свидетельствует о том, как опасны люди исповедующие идеалы выгоды, на замечающие ни красоты окружающего мира, ни людской доброты. Они словно слепцы: для них закрыты истинные сокровища жизни. Но бывает так, что встреча с чем-то настоящим буквально переворачивает жизнь такого человека – и он вдруг обнаруживает в себе способность плакать, смеяться, сопереживать. И вот прочитанная книга, увиденная картина, услышанная мелодия или встреча с добрым человеком совершает чудо – чудо возращения к самому себе, к своим истокам. Я предлагаю вам выполнить последнее задание. Ответить на вопросы, поставленные вначале урока: - Искусство – это прекрасно? Искусство воздействует на человека? 5. Работа в микрогруппах. Актуальным приемом организации учебной деятельности является дидактический синквейн. Подобрать к слову ИСКУССТВО «слово»
1.Одно существительное. 2.Два прилагательных. 3.Три глагола. 4.Характеристика из четырех слов. 5.Одно существительное – ассоциацию. Итог: стихотворение в прозе «Об искусстве»
Задания группам: Группа №1 Искусство (литература) Группа №2 Искусство (живопись) Группа №3 Искусство (музыка). 1.Искусство 2.Литературное, словестное. 3.Радует, живет, вдохновляет. 4.Помогает человеку познать мир.
1.Искусство 2.Художественное, изобразительное 3.Выражает, воспитывает, восхищает. 4.Ведет человека к духовной культуре.
1. Искусство 2.Музыкальное, звуковое 3.Возвышает, очищает, лечит. 4.Несет добро и свет людям. 5.Красота.
ИТОГ: Искусство открывает мир – не всегда видимый глазу, не всегда выражаемый в простых понятиях. Оно обращено к глубинной сущности вещей. В любом произведении искусства, будь то поэма, музыкальная пьеса или полотно живописца, мы чувствуем дыхание жизни, познаем ее различные грани
6.Рефлексия. Состояние души на уроке… Задание: приведи слова - ассоциации, связанные с твоими эмоциями на уроке. Некоторые примеры: солнечное утро, пробуждение природы, звонкий ручей и т.п. Задание: составь синквейн, отражающий твое настроение на уроке. Из творческих работ: существительное – радость, добро, мир; прилагательные – светлый, яркий, возвышенный, восхитительный; глаголы – гореть, творить, излучать, вдохновлять, любить. - За что ты можешь себя похвалить? - Что можете сказать в заключении урока? - Искусство – оно прекрасно. А прекрасное всегда пробуждает доброе! Никакая наука не способна вызвать в человеке такой эмоциональный отклик, ничто не выражает так ярко и полно его душу, как искусство. Искусство присутствует в мире как мудрый наставник; оно рассказывает человеку о нем самом, о его слабостях и величии, оно учит ценить себя и других, оно хранит память об ушедших временах. 7.Музыкальная заставка «Как прекрасен этот мир…» музыка Д. Тухманова, слова В. Харитонова
Презентацию к мастер-классу смотреть в каталоге файлов.
Литература
1. Алеев В.В., Науменко Т.И.
Кичак Т.Н. Программа «Музыка». 1-8
классы. М., 2006. 2. Затямdiv align=ина Т.А. Современный урок
музыки: методика конструирования. Сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-методическое
пособие. М.:Глобус, 2007.
3.Копылова А.В. Технология урока искусства.- М., 2004.
4.Критская Е.Д., Сергеева Г.П.,
Шмагина Т.С. Программа «Музыка». 1-7
классы. М., 2007.
5.Козлова В.В., Кондакова А.М.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. – М.: Просвещение, 2009. – 59с.– (Стандарты второго поколения)
6.Программы образовательных
учреждений «Музыка». 1-8 классы. Авт.
кол. под
руководством Д.Б.Кабалевского.
М., 2006.
7.Примерные программы основного
общего образования. Искусство
(Стандарты второго поколения).- М.:Просвещение, 2010.
8.Ресурсы сети Интернет.
http://standart.edu.ru/
www.liveinternet.ru /Репродукция картины «Весна. Большая вода»/
www.artrussia.ru
/Репродукция картины «Грачи прилетели»/
www.liveinternet.ru
/Фото Левитан И./
www.moskva.fm / Фото Рахманинов С./
www.art-portrets.ru /Фото Саврасов А./
www.kostyor.ru /Фото
Тютчев Ф.И./
http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/
http://festival.1september.ru/articles/519655/
http://ru.wikipedia.org/wiki/ /Дидактический синквейн/
8.Рудзик М.Ф. Результативность и качество
музыкального образования школьников: Банк оценочных средств. Методическое
пособие. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2010.
Л.В.Кравцова
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №48" http://urokiskusstva.ucoz.ru Курск 2010
|