Урок разработан в
рамках программы «Музыка» 1-8 классы. Авторский коллектив под руководством
Д.Б.Кабалевского. М.,2006.
Место данного урока в системе указанной программы: 2 класс, IV четверть.
Тема четверти: Что такое музыкальная речь? Тема урока: Ритм.
Цель урока: Сформировать у учащихся
осознанное представление о ритме как одном из средств музыкальной выразительности.
Задачи: Обучающая научить различать долгие и короткие звуки, которые являются основой ритма, раскрыть выразительное и изобразительное значение
ритма, осознать связь ритма с другими элементами
музыкального языка. Воспитательная воспитывать культуру слушателя, стремиться
к выявлению взаимосвязи музыки и жизни. Развивающая развитие музыкального
воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти и
внимания, мелодического и ритмического слуха, восприятие соотношения различных длительностей,
музыкально-творческих способностей, музыкально-эстетического вкуса.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: урок в
уроке.
Дидактический материал:
таблицы «Музыкальная речь», «Расписание уроков», ритмический плакат, карточки «Ритмическое
лото» портрет Л.Бетховена, цветовые карточки, детские музыкальные
инструменты.
Музыкальный материал: Л.Бетховен «Веселая. Грустная», сл.
Т.Волгиной, муз. Г. Эрнесакса «Паровоз», игра «Колокола» И. Кошминой, муз. В.
Шаинского, сл.М. Пляцковского «Улыбка»,
русская народная песня «По малину в сад пойдем».
Ход урока.
I. Музыкальное приветствие «Прозвенел звонок».
Ребята,
музыка живая в ней бьется сердце, у нее своя особенная музыкальная речь и чтобы
ее понять мы будем учиться слушать и слышать музыку. А помогать нам будут
элементы музыкальной речи, с которыми мы познакомимся на уроке. Я приглашаю вас
на занятия в «музыкальную школу».
·
Чему учатся ребята в этой школе? (Изучают, слушают и исполняют музыку, знакомятся с творчеством композиторов,
изучают ноты и т.д.)
В музыкальной школе у каждого
урока есть свое специальное название. (На доске размещена таблица «Расписание уроков», названия уроков закрыты,
учитель открывает их по ходу урока.)
Расписание уроков
1.
|
СОЛЬФЕДЖИО
|
2.
|
МУЗЫКАЛЬНАЯ
ЛИТЕРАТУРА
|
3.
|
ХОРОВОЙ КЛАСС |
I.Первый
урок – СОЛЬФЕДЖИО. (Учитель обозначает начало и конец урока
звонком колокольчика).
СОЛЬФЕДЖИО - итальянское слово, происходит от названия нот соль и фа и означает – музыкальные
знаки. Это урок, где с помощью различных упражнений развивают музыкальный слух. Этим мы и займемся на уроке сольфеджио.
·
Из чего состоит музыка? (Нот, звуков, мелодий.)
·
Как много красивых мелодий. А что такое мелодия?
Мелодия
– это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Ее можно спеть или сыграть на
музыкальном инструменте.
·
Я сыграю на фортепиано две мелодии, интересно,
чем они отличаются?
(Учитель исполняет мелодию песни
«По малину в сад пойдем». 1 раз в мелодии длительности одинаковые, 2 раз – длительности разные).
·
Одинаковые по длительности звуки? (Одинаковые).
·
Разные по длительности звуки? (Разные.)
·
Какая мелодия красивей по звучанию? (Вторая
мелодия звучит ярче, красивее, богаче).
Слушай, слушай, различай,
Звук короткий (показ) и протяжный
(показ)
Чувство ритма развивай,
Это очень, очень важно!
·
Вы умеете слышать в мелодии долгие и короткие
звуки?
Опустите руку тогда, когда звук погаснет.
·
Звук долгий или короткий? (Долгий).
Обозначим его хлопком. (Показ
изображения – четвертная нота).
·
Звук долгий или короткий? (Короткий). Обозначим его ударом кулачков.
(Показ изображения – восьмая нота).
Из
чередования долгих и коротких звуков состоит
РИТМ. (В таблице «Музыкальная речь» учитель открывает
название - ритм.) Слово четкое, повторим все вместе «РИТМ».
Обратите внимание на то, как ритмично, четко звучит мелодия попевки
«Паровоз». Почувствуйте настроение
пассажиров (Веселое). Интересно смотреть в окно, прислушиваясь к ритмичному
перестуку колес паровоза. (Обратить внимание на то, как сидят дети.)
·
Послушайте первую фразу и определите, сколько в
ней долгих звуков?
Едет, едет паровоз.
(Долгий
звук - один. Повторите фразу. Обозначим его - хлопком.) Дети
выкладывают ритмический рисунок с помощью карточек.
·
Определите сколько коротких звуков?
Две трубы и сто колес.
(Коротких звуков - шесть. Повторите фразу. Обозначим короткие звуки ударами кулачков.) Дети выкладывают ритмический рисунок с помощью
карточек «Ритмическое лото».
Две трубы и сто колес.
Машинистом рыжий пес.
(Повторяем вместе – кулачки, хлопок).
·
Кто желает повторить ритм?
Разучим
мелодию попевки «Паровоз» по фразам.
(Игра «Эхо»).
·
Мне нужна ваша помощь, напомните, как движется
паровоз?
·
От станции паровоз сразу движется быстро? (Рассказ детей о движении поезда.)
·
Исполняем попевку: стоя, под музыку, показывая долгие и
короткие звуки, скорость движения
паровоза.
·
Задание усложняется, интересно, дети какого ряда
выполнят его лучше Ребята 1-го ряда показывают, как паровоз
набирает ход. (Долгие звуки, хлопки).
Ребята 2-го ряда показывают,
как ход паровоза ускоряется.
(Притопы.)
Ребята 3-го ряда показывают, что паровоз
набрал скорость. (Очень короткие звуки, хлопки.) Молодцы, оценка качества работы по
рядам.
Повторное исполнение попевки
«Паровоз». У нас получился замечательный перестук колес.
Творческое задание:
В жизни все подчиняется
своему ритму: звуки природы, шаги, работа людей и т.п.
Какими звуками можно передать:
1.Звуки капели. Солнышко,
сосулька тает, капель стучит по стеклу окна. Долгими или короткими звуками? (Короткими.) Выберите инструмент, передайте игрой
звон капели.
(Треугольник.)
2.Шаги человека. Дятел стучит в лесу. Какими звуками
можно передать долгими, средними или короткими? Выберите музыкальный инструмент, передайте ритм шагов человека. (Ложки.)
3.Машина попала в «пробку».
Какими звуками сигналит водитель? Подберите музыкальный
инструмент и передайте ритм сигнала машины. (Гудок). Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.
Итог:
·
Какой
элемент музыкальной речи помог композитору передать стук колес паровоза и
настроение пассажиров? (Ритм.)
·
Какой
элемент музыкальной речи помог нам
выполнить творческое задание? (Ритм).
Вы
внимательно слушали, думали, рассуждали и сделали правильный вывод. Как вы
считаете, кто из ребят был самым активным на уроке сольфеджио? (выбор лучшего
ученика.) Урок сольфеджио закончен (звонок с урока). А по расписанию
(заглядывает) следующий урок – музыкальная литература (звенит звонок на урок).
II. Второй
урок – МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
·
Как вы думаете, чему учатся на уроке
музыкальная литература?
Мы будем
учиться слушать, переживать, рассуждать о музыке.Человек переживает разные чувства
и настроения. Выражением своего лица покажите:
1.Радость - (У вас день рождения). Настроение
улучшается, от блеска ваших глаз стало
светлее и доброта заполнила класс. (Оценка
детей).
2.Грусть - (Вы поссорились с другом, он вас обидел).
Свет в глазах померк, брови опустились, чуть не плачем от обиды. (Оценка
детей).
3.Удивление
– проснувшись утром, вы обнаружили у кровати красивые, новенькие роликовые коньки. «Ого!», «Здорово!» Очень важно уметь
удивиться. (Оценка детей). Брови приподнялись, глаза и рот широко открылись «Ничего себе!»
4.Внимание
– В концертном зале звучит тихая музыка, и вы ее внимательно слушаете. (На лице спокойствие и
сосредоточенность.)
Все эти настроения, эмоции можно выразить в
музыке. Послушаем произведение композитора Людвига Бетховена. (Портрет композитора). Бетховен – немецкий композитор. Он написал
музыку и для детей, и для взрослых.
Внимание вопрос! Определите, какие настроения передал
композитор и сколько частей в пьесе?
Л.Бетховен «Веселая. Грустная». – слушание, анализ
произведения.
·
Что вы почувствовали, слушая музыку?
·
Какие настроения подарила нам музыка?
·
Сколько частей в произведении? Докажите, что 3
части? Почему композитор закончил пьесу радостным настроением? (Потому, что человек не может грустить всю
жизнь).
·
Если бы вы были композиторами, то, как бы
назвали пьесу, чтобы слушателям было понятно, какие настроения передал
композитор? (Веселя. Грустная.)
·
Какими
звуками композитор передал радость? Учитель наигрывает мелодию 1 части. (Мелодия отрывистая, темп – быстрый,
звуки – короткие.)
Собираю мнения. Учитель
протягивает ученикам ладошку, желающие ответить касаются ладошкой руки учителя и
отвечают на вопрос.
ü
Подберите другие слова к слову радость? (Ответы
детей.)
ü
А можно добавить свое мнение? (Солнечная, яркая, игривая).
·
Какими
звуками композитор передал грусть?
Учитель наигрывает мелодию 2 части. (Мелодия –
плавная, звуки – долгие, темп – медленный)
Собираю
мнения.
ü
Подберите другие слова к слову грусть? (Ответы детей.)
ü
А можно добавить свое мнение? (Хмурая, печальная, дождливая.)
Мы послушаем произведение еще раз. Повторное слушание Л.Бетховен
«Веселая. Грустная.»
Встаньте. Передайте жестами звуки
долгие и короткие. (Долгие расходятся и
встречаются.)
Вы очень точно показали звуки. Благодарю вас.
Итог:
·
Как вы
считаете, ритм помог Л.Бетховену выразить настроение и чувства в музыке?
·
Если бы
звуки были одинаковые, мог бы композитор
выразить радость и грусть?
(Ритм очень выразителен).
·
Определите
лучших учеников по музыкальной литературе?
Урок окончен (звонок с урока), звонок на урок. Я приглашаю
вас на занятия хора в хоровой класс.
Заполняется расписание уроков.
III. Третий
урок - ХОРОВОЙ КЛАСС. (Учитель обозначает
начало и конец урока звонком колокольчика).
·
Помогите выяснить, что изучают на занятиях
хорового класса?
(Пение
музыкальных произведений хором, ансамблем и т.д.)
В пении
исполнители выражают настроения, чувства песни, которой поют. И мы на этом
уроке будем учиться: красиво петь и выражать настроения и чувства музыки.
Напоминаю о
певческой посадке:
Если хочешь
сидя петь
Не садись ты
как медведь,
Спину
выпрями скорей,
Ноги в пол
упри смелей
Руки, плечи
все свободно,
Петь приятно
и удобно.
В праздничные дни особенно много звучит музыка.
·
Какая она по характеру? (Восторг, ликование).
·
Какой праздник ожидает нас в воскресенье? (Пасха.)
Пасха
– Светлое Христово Воскресенье – главный христианский праздник. Это день
радостный, день жизнеутверждающий, светлый день. Музыка, посвященная этому дню,
выражает ликование и восторг. А как мы узнаем о празднике? Что возвестит о его
начале? (Колокола.) Мы изобразим колокольный перезвон и создадим праздничное
настроение в классе.
Колокола
разные по размеру. У нас в классе будут звучать три колокола: большой, средний и маленький.
·
Какой элемент музыкальной речи поможет
изобразить перезвон колоколов? (Ритм.)
·
Какие звуки по длительности нужны нам для того,
чтобы изобразить звучание большого колокола? (долгие - половинные длительности) Среднего? (средние – четвертные длительности.) Маленьких колокольчиков? (короткие – восьмые длительности.)
Ребята 1-го ряда помогут
изобразить большой колокол. «Бом» - половинные длительности, звук долгий, сочный яркий. Как покачивается
большой колокол?
Ребята 2-го ряда помогут
изобразить средний колокол. «Дон» -
четвертные длительности. Как покачивается средний колокол?
Ребята 3-го ряда помогут
изобразить маленькие колокола. «Ди-ли, ди-ли» - восьмые длительности, звук
прозрачный, легкий, полетный. Как покачивается маленький колокол? (Покачиваем головой). Исполнение по мажорному
трезвучию. Красивый перезвон получился?
Творческое
задание. Колокола могут звучать с разным ритмом. Я предлагаю вам побыть
композиторами и сочинить свой колокольный звон, пожалуйста, желающие?
Выложите с помощью карточек ритмический рисунок каждого из колоколов. Пример партитуры.
·
Какое настроение подарили нам ребята своей
музыкой? (радостное, праздничное.)
Домашнее задание:
Подберите длительности и запишите, придуманный самостоятельно ритм разных
колоколов.
Учитель наигрывает мелодию песни
«Улыбка» муз. В.Шаинского, сл.М.Пляцковского.
·
Как называется песня? С каким настроением мы
исполним эту песню? (Веселым, радостным).
Итог:
·
Как вы считаете, мы исполнили песню
выразительно?
·
Что помогло нам в исполнении песни? (элементы музыкальной речи).
·
А у вас
какое настроение? (Радостное, веселое).
·
Определите лучших учеников хорового класса?
·
Определите лучших «композиторов»?
Урок хоровой класс закончен (звонок с урока).
Итог урока. В заключение урока я научу играть вас в игру «Правда или нет».
Цель игры: выявить уровень усвоения понятия РИТМ.
·
Правда ли, что мелодия и ритм – это элементы
музыкальной речи? (Да.)
·
Права ли я, утверждая, что музыка состоит только
из коротких звуков? (Нет.) А из каких?
·
Права ли я, утверждая, что ритм – это
чередование разных музыкальных
длительностей? (Да.)
·
Права ли я, утверждая, что музыка может
существовать без ритма? (Нет.)
·
Верно ли, что с помощью ритма нельзя передать
изобразительные детали музыки? (Нет.)
·
Правда ли, что с помощью ритма можно выразить
чувства, настроения человека? (Да.)
·
Правда ли, что в пьесе Л.Бетховена «Веселая.
Грустная» одна часть? (Нет.) А сколько? Почему?
·
Права ли я, утверждая, что музыка может
рассказать обо всем с помощью музыкальной речи? (Да.)
Ребята,
вам было интересно в «нашей музыкальной школе»?
В нашем городе есть музыкальные школы и если вы желаете, то можете пойти в них поучиться. Учитель обращает внимание на таблицу «Музыкальная речь». Мы знаем, что
мелодия и ритм - это элементы музыкальной речи. А какие еще названия есть в
таблице? (Учитель приоткрывает закрытые названия, заглядывает.) Об этом вы
узнает на следующем уроке.
Рефлексия. Благодарю вас за работу, вы все были активными,
любознательными и хорошо потрудились.
Попевка «Прозвенел звонок» - выход из класса.
Л.В.Кравцова
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №48" http://urokiskusstva.ucoz.ru Курск 2010
|