Меню сайта
Форма входа

УРОК ИСКУССТВА

Сайт Кравцовой Ларисы Викторовны

Среда, 02.07.2025, 22:13
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

РИТМ

Урок разработан в рамках программы «Музыка» 1-8 классы. Авторский коллектив под руководством Д.Б.Кабалевского. М.,2006.

Место данного урока в системе указанной программы: 2 класс, IV четверть.

Тема четверти:   Что такое музыкальная речь?

Тема урока:    Ритм.

Цель урока: Сформировать у учащихся осознанное  представление  о ритме  как одном из средств музыкальной выразительности.

Задачи:

Обучающая  научить различать долгие и короткие звуки,  которые являются основой ритма,   раскрыть  выразительное и изобразительное значение ритма, осознать связь ритма с    другими элементами музыкального языка.

 Воспитательная  воспитывать культуру слушателя, стремиться к выявлению взаимосвязи музыки и жизни.

Развивающая развитие музыкального воображения и ассоциативности музыкального мышления, музыкальной памяти и внимания, мелодического и ритмического слуха, восприятие  соотношения различных длительностей, музыкально-творческих способностей,  музыкально-эстетического вкуса.

Тип урока:  Изучение нового материала.

Вид урока: урок в уроке.

Дидактический материал:  таблицы «Музыкальная речь», «Расписание уроков», ритмический плакат, карточки «Ритмическое лото» портрет Л.Бетховена, цветовые карточки, детские музыкальные инструменты.

Музыкальный материал: Л.Бетховен «Веселая. Грустная», сл. Т.Волгиной, муз. Г. Эрнесакса «Паровоз», игра «Колокола» И. Кошминой, муз. В. Шаинского, сл.М. Пляцковского «Улыбка»,  русская народная песня «По малину в сад пойдем».

 

Ход урока.

 

I. Музыкальное приветствие  «Прозвенел звонок».

            Ребята, музыка живая в ней бьется сердце, у нее своя особенная музыкальная речь и чтобы ее понять мы будем учиться слушать и слышать музыку. А помогать нам будут элементы музыкальной речи, с которыми мы познакомимся на уроке. Я приглашаю вас на занятия в «музыкальную школу».

·         Чему учатся ребята в этой школе?  (Изучают, слушают и исполняют  музыку, знакомятся с творчеством композиторов,  изучают ноты  и т.д.)  

В музыкальной школе у каждого урока есть свое специальное название.  (На доске размещена таблица  «Расписание уроков», названия уроков закрыты, учитель  открывает их по ходу урока.)

 

Расписание уроков 

1.

 СОЛЬФЕДЖИО

2.

 МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

3.

 ХОРОВОЙ КЛАСС


I.Первый урок   СОЛЬФЕДЖИО.  (Учитель обозначает начало и конец урока звонком колокольчика).

СОЛЬФЕДЖИО -  итальянское слово, происходит от  названия нот соль и фа и означает –   музыкальные знаки. Это урок, где с помощью различных упражнений развивают музыкальный слух.    Этим мы и займемся на уроке сольфеджио.

·         Из чего состоит музыка?  (Нот, звуков, мелодий.)

·         Как много красивых мелодий. А что такое мелодия?

 Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Ее можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

·         Я сыграю на фортепиано две мелодии, интересно, чем они отличаются?

(Учитель исполняет мелодию песни «По малину в сад пойдем». 1 раз в мелодии длительности одинаковые,  2 раз – длительности разные).

·         Одинаковые по длительности звуки? (Одинаковые).

·         Разные по длительности звуки? (Разные.)

·         Какая мелодия красивей по звучанию? (Вторая мелодия звучит ярче, красивее, богаче).

              

              Слушай, слушай, различай,

              Звук короткий (показ) и протяжный (показ)

              Чувство ритма развивай,

              Это очень, очень важно! 

·         Вы умеете слышать в мелодии долгие и короткие звуки?

      Опустите руку тогда, когда звук погаснет.

·         Звук долгий или короткий?  (Долгий).  Обозначим его хлопком.  (Показ изображения – четвертная нота). 

·         Звук долгий или короткий?  (Короткий). Обозначим его ударом кулачков. (Показ изображения – восьмая нота).

            Из чередования долгих и коротких звуков состоит  РИТМ.  (В таблице «Музыкальная речь» учитель открывает  название - ритм.) Слово четкое, повторим все вместе «РИТМ». Обратите внимание на то, как ритмично, четко звучит мелодия попевки «Паровоз».  Почувствуйте настроение пассажиров (Веселое). Интересно смотреть в окно, прислушиваясь к ритмичному перестуку колес паровоза. (Обратить внимание на то, как сидят  дети.)

·         Послушайте первую фразу и определите, сколько в ней долгих звуков?  

                    Едет, едет паровоз.

 (Долгий звук - один.   Повторите фразу. Обозначим его -  хлопком.)   

       Дети выкладывают ритмический рисунок с помощью карточек. 

·         Определите сколько  коротких звуков?

                    Две трубы и сто колес.

  (Коротких звуков  - шесть. Повторите фразу. Обозначим  короткие звуки ударами кулачков.)    Дети выкладывают ритмический рисунок с помощью карточек «Ритмическое лото». 

                    Две трубы и сто колес.

                   Машинистом рыжий пес. (Повторяем вместе – кулачки, хлопок).

·         Кто желает повторить ритм?

Разучим мелодию попевки «Паровоз» по фразам.  (Игра «Эхо»).

·         Мне нужна ваша помощь, напомните, как движется паровоз?

·         От станции паровоз сразу движется быстро?  (Рассказ детей о движении поезда.)

·         Исполняем попевку:  стоя, под музыку, показывая долгие и короткие звуки,  скорость движения паровоза.

·         Задание усложняется, интересно, дети какого ряда  выполнят его лучше

                  Ребята 1-го ряда показывают, как паровоз набирает ход.

                  (Долгие звуки, хлопки).

       Ребята 2-го ряда  показывают,  как ход паровоза ускоряется. 

      (Притопы.)

       Ребята 3-го ряда показывают, что паровоз набрал скорость.

       (Очень короткие звуки, хлопки.)

Молодцы, оценка качества работы по рядам.

Повторное исполнение попевки «Паровоз». У нас получился замечательный перестук колес.

Творческое задание:

      В жизни все подчиняется своему ритму: звуки природы, шаги, работа людей и т.п.

      Какими звуками можно передать:

1.Звуки капели.  Солнышко, сосулька тает, капель стучит по стеклу окна. Долгими или   короткими звуками? (Короткими.) Выберите инструмент, передайте игрой звон капели.    (Треугольник.)

2.Шаги человека. Дятел стучит в лесу. Какими звуками можно передать долгими, средними  или короткими? Выберите музыкальный инструмент, передайте  ритм шагов человека. (Ложки.)

3.Машина попала в «пробку».  Какими звуками сигналит водитель? Подберите музыкальный   инструмент и передайте ритм сигнала машины. (Гудок).  Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.

Итог: 

·         Какой элемент музыкальной речи помог композитору передать стук колес паровоза и настроение пассажиров? (Ритм.)

·         Какой элемент  музыкальной речи помог нам выполнить творческое задание? (Ритм).

            Вы внимательно слушали, думали, рассуждали и сделали правильный вывод. Как вы считаете, кто из ребят был самым активным на уроке сольфеджио? (выбор лучшего ученика.) Урок сольфеджио закончен (звонок с урока). А по расписанию (заглядывает) следующий урок – музыкальная литература (звенит звонок на урок).

II. Второй урок – МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

·         Как вы думаете, чему учатся на уроке музыкальная  литература?

            Мы будем учиться слушать, переживать, рассуждать о музыке.Человек переживает разные чувства и настроения. Выражением своего лица покажите:

1.Радость  - (У вас день рождения). Настроение улучшается, от блеска ваших  глаз стало светлее и доброта заполнила класс.  (Оценка детей).

2.Грусть  - (Вы поссорились с другом, он вас обидел). Свет в глазах померк, брови опустились,  чуть не плачем от обиды.  (Оценка детей).

3.Удивление  – проснувшись утром, вы обнаружили у кровати красивые, новенькие роликовые коньки. «Ого!», «Здорово!» Очень важно уметь удивиться. (Оценка детей). Брови приподнялись, глаза и рот широко открылись «Ничего себе!»

4.Внимание  – В концертном зале звучит тихая музыка, и вы ее внимательно слушаете.  (На лице спокойствие и сосредоточенность.)

            Все  эти настроения, эмоции можно выразить в музыке. Послушаем произведение композитора Людвига Бетховена.  (Портрет композитора).   Бетховен – немецкий композитор. Он написал музыку и для детей, и для взрослых.

Внимание вопрос!  Определите, какие настроения передал композитор и сколько частей в пьесе?

Л.Бетховен «Веселая. Грустная». – слушание, анализ произведения.

·         Что вы почувствовали, слушая музыку?

·         Какие настроения подарила нам музыка?

·         Сколько частей в произведении? Докажите, что 3 части? Почему композитор закончил пьесу радостным настроением?  (Потому, что человек не может грустить всю жизнь).

·         Если бы вы были композиторами, то, как бы назвали пьесу, чтобы слушателям было понятно, какие настроения передал композитор? (Веселя. Грустная.)

·         Какими звуками композитор передал радость?   Учитель наигрывает мелодию  1 части. (Мелодия отрывистая, темп – быстрый, звуки – короткие.)

      Собираю мнения. Учитель протягивает ученикам ладошку, желающие ответить касаются  ладошкой руки учителя и отвечают на вопрос.

ü  Подберите другие слова к слову радость?   (Ответы детей.)

ü  А можно добавить свое мнение?  (Солнечная, яркая, игривая).

·         Какими звуками композитор передал грусть?  Учитель наигрывает мелодию 2 части.  (Мелодия – плавная, звуки – долгие, темп – медленный)

            Собираю мнения. 

ü  Подберите другие слова  к слову грусть?   (Ответы детей.)

ü  А можно добавить свое мнение?    (Хмурая, печальная, дождливая.)

  Мы послушаем произведение еще раз. Повторное слушание Л.Бетховен «Веселая. Грустная.»

  Встаньте.  Передайте жестами звуки долгие и короткие.  (Долгие расходятся и встречаются.)

  Вы очень точно показали звуки. Благодарю вас.

Итог: 

·         Как вы считаете, ритм помог Л.Бетховену выразить настроение и чувства в музыке?

·         Если бы звуки были одинаковые,  мог бы композитор выразить радость и грусть?

      (Ритм очень выразителен).

·         Определите лучших учеников по музыкальной литературе?

 

Урок окончен (звонок с урока), звонок на урок. Я приглашаю вас на занятия хора в хоровой класс.

Заполняется расписание уроков.

III. Третий урок   -   ХОРОВОЙ КЛАСС. (Учитель обозначает начало и конец урока звонком колокольчика).

·         Помогите выяснить, что изучают на занятиях хорового класса? 

           (Пение музыкальных произведений хором, ансамблем и т.д.)

            В пении исполнители выражают настроения, чувства песни, которой поют. И мы на этом уроке будем учиться: красиво петь и выражать настроения и чувства музыки.

Напоминаю о певческой посадке:

          Если хочешь сидя петь

          Не садись ты как медведь,

          Спину выпрями скорей,

          Ноги в пол упри смелей

          Руки, плечи все свободно,

          Петь приятно и удобно.

В праздничные дни особенно много звучит музыка.

·         Какая она по характеру? (Восторг, ликование).

·         Какой праздник ожидает нас в воскресенье?  (Пасха.)

            Пасха – Светлое Христово Воскресенье – главный христианский праздник. Это день радостный, день жизнеутверждающий, светлый день. Музыка, посвященная этому дню, выражает ликование и восторг. А как мы узнаем о празднике? Что возвестит о его начале? (Колокола.) Мы изобразим колокольный перезвон и создадим праздничное настроение в классе.

            Колокола разные по размеру. У нас в классе   будут звучать  три колокола: большой, средний и маленький.

·         Какой элемент музыкальной речи поможет изобразить перезвон колоколов? (Ритм.)

·         Какие звуки по длительности нужны нам для того, чтобы изобразить звучание большого колокола? (долгие -  половинные длительности)   Среднего? (средние – четвертные длительности.)  Маленьких колокольчиков?  (короткие – восьмые длительности.)

Ребята 1-го ряда помогут изобразить большой колокол.  «Бом» -  половинные длительности,  звук долгий, сочный яркий. Как покачивается большой колокол?

Ребята 2-го ряда помогут изобразить средний колокол.  «Дон» - четвертные длительности. Как покачивается средний колокол?

Ребята 3-го ряда помогут изобразить маленькие колокола. «Ди-ли, ди-ли» - восьмые длительности, звук прозрачный, легкий, полетный. Как покачивается маленький колокол?  (Покачиваем головой). Исполнение по мажорному трезвучию. Красивый перезвон получился?

Творческое задание. Колокола могут звучать с разным ритмом. Я предлагаю вам побыть композиторами и сочинить свой колокольный звон, пожалуйста,  желающие?  Выложите с помощью карточек ритмический рисунок каждого из колоколов.  Пример партитуры. 

·         Какое настроение подарили нам ребята своей музыкой? (радостное, праздничное.)

 Домашнее задание:  Подберите длительности и запишите, придуманный самостоятельно ритм  разных колоколов.

Учитель наигрывает мелодию песни «Улыбка» муз. В.Шаинского, сл.М.Пляцковского.

·         Как называется песня? С каким настроением мы исполним эту песню? (Веселым, радостным).

Итог:  

·         Как вы считаете, мы исполнили песню выразительно?

·         Что помогло нам в исполнении песни?  (элементы музыкальной речи).

·         А у вас  какое настроение? (Радостное, веселое).

·         Определите лучших учеников хорового класса?

·         Определите лучших «композиторов»?

Урок хоровой класс закончен (звонок с урока).

Итог урока. В заключение урока я научу играть вас в игру «Правда или нет».

                       Цель игры: выявить уровень усвоения понятия РИТМ.

·         Правда ли, что мелодия и ритм – это элементы музыкальной речи? (Да.)

·         Права ли я, утверждая, что музыка состоит только из коротких звуков? (Нет.) А из каких?

·         Права ли я, утверждая, что ритм – это чередование  разных музыкальных длительностей? (Да.)

·         Права ли я, утверждая, что музыка может существовать без ритма? (Нет.)

·         Верно ли, что с помощью ритма нельзя передать изобразительные детали музыки? (Нет.)

·         Правда ли, что с помощью ритма можно выразить чувства, настроения человека?  (Да.)

·         Правда ли, что в пьесе Л.Бетховена «Веселая. Грустная» одна часть? (Нет.) А сколько? Почему?

·         Права ли я, утверждая, что музыка может рассказать обо всем с помощью музыкальной речи? (Да.)

            Ребята, вам было интересно в «нашей музыкальной школе»?  В нашем городе есть музыкальные школы и если вы желаете, то можете  пойти в них поучиться.   Учитель обращает внимание на  таблицу «Музыкальная речь». Мы знаем, что мелодия и ритм - это элементы музыкальной речи. А какие еще названия есть в таблице? (Учитель приоткрывает закрытые названия, заглядывает.) Об этом вы узнает на следующем уроке.

Рефлексия. Благодарю вас за работу, вы все были активными, любознательными и хорошо потрудились.

Попевка «Прозвенел звонок» - выход из класса.


Л.В.Кравцова 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №48"
http://urokiskusstva.ucoz.ru 
Курск 2010

 

Категория: Мои статьи | Добавил: LoraK (21.12.2010)
Просмотров: 7399 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 3.5/12
Всего комментариев: 3
3 Елена Ивановна  
0
Интереснй конспект урока, спасибо!

2 Наталия Алексеевна  
0
Спасибо за интересный вариант урока!

1 frpave  
0
Интересная форма, структура урока, материал, удачно подобраны задания, спасибо!

Имя *:
Email *:
Код *:


Полезные сайты
  • Министерство образования и науки РФ
  • Комитет образования и науки Курской области
  • Официальный сайт ФПК и ППК КГУ
  • Сайт КИНПО (ПК и ПП) СОО
  • АПК и ППРО - повышение квалификации
  • Открытый урок - фестиваль педагогических идей
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт МОУ "СОШ № 48" г.Курска
  • Copyright MyCorp © 2025