Меню сайта
Форма входа

УРОК ИСКУССТВА

Сайт Кравцовой Ларисы Викторовны

Пятница, 04.07.2025, 03:35
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Роль дополнительного образования в профессиональном определении учащихся.

Происходящие изменения в современной общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыков самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта общего образования отмечается, что интегрированным результатом освоения основных общеобразовательных программ является уровень компетентности выпускника, необходимый и достаточный для обеспечения возможности полноценного развития личности учащегося, получения образования на протяжении всей жизни и профессиональной деятельности. В этом же документе определены требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное  значение, среди  них готовность к профессиональному выбору, способность ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и системе профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.

Найти свое место в мире профессий – процесс длительный, требующий от человека адекватной оценки собственных возможностей, знаний о своих сильных сторонах, о личностных затруднениях, овладения культурой самопознания, готовности к постоянному процессу обучения, профессиональной компетентности.

В Концепции модернизации российской системы образования определены важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Согласно Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, дополнительное образование детей – это «мотивированное образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно».

 В МОУ «СОШ № 48» дополнительное образование детей является стабильно функционирующей системой, в которую входят объединения дополнительного образования детей девяти направлений: спортивного, социально-педагогического, военно-патриотического, эколого-биологического; культурологического, технического, декоративно-прикладного, художественно-эстетического, предметного. В них занимается 80% от общего количества учащихся школы, а также дети и подростки других образовательных учреждений округа. Дополнительное образование детей в нашей школе развивается на основе межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры, спорта, науки, профессионального образования. В рамках занятий в системе дополнительного образования осуществляется профориентационная поддержка учащихся, направленная на развитие их профориентационной компетентности. В художественно-эстетическом направлении профориентационная поддержка осуществляется посредством: профориентационной работы, проектного метода, информационно-коммуникационных технологий и реализации дополнительных образовательных программ. 

 Подготовка учащихся к будущей профессиональной деятельности осуществляется посредством изучения учащимися специфики выбираемой профессии.     В рамках сотрудничества с кафедрой методики преподавания музыки и изобразительного искусства факультета искусств Курского государственного университета, на базе школы осуществляется педагогическая практика студентов.  Сотрудничество способствует знакомству учащихся с данным учреждением профессионального образования. В ходе проведения педагогической практики студенты демонстрируют специальные знания, необходимые в профессии учителя музыки. Студенты активно участвуют  в проведении  внеклассных мероприятий. Так, открытый классный час «Народные традиции Курского края», в организации и проведении которого участвовали студенты КГУ и коллектив фольклорного ансамбля «Полдень» музыкального колледжа им.Г.Свиридова, получил высокую оценку присутствовавших заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных учреждений города Курска. В ходе подготовки к мероприятию учащиеся познакомились с музыкальными традициями Курского края, освоили специфику народной манеры пения, лексику народных танцевальных движений, познакомились с приемами игры на кугиклах, получили практический опыт исполнения курских народных песен. Такой вид  взаимодействия способствует развитию музыкально-практических умений обучающихся и приобретению первоначальных профессиональных навыков в процессе успешного опыта проведения профессиональных проб.

     «Курские припевки» в исполнении обучающихся школы, студентов КГУ и фольклорного ансамбля «Полдень» музыкального колледжа им.Г.Свиридова

С 2009 года  ГОУ ВПО «Курский государственный университет» проводит региональную Многопрофильную олимпиаду, в которую включена секция «Музыкальное искусство». Одной из основных задач Олимпиады является целенаправленная профориентационная работа, создание оптимальных условий для выявления и привлечения в Курский государственный университет наиболее подготовленных, одаренных, профессионально ориентированных обучающихся средних общеобразовательных учреждений, способных к освоению программ высшего профессионального образования. В школе подготовка участников (обучающихся 9-11 классов)  олимпиады осуществляется в рамках часов, отведенных на дополнительное образование. Участие школьников в олимпиаде - это  возможность проверить свои специальные знания в области музыкального искусства, а творческий конкурс, который включен в программу олимпиады, дает возможность музыкально одаренному ребенку продемонстрировать свои творческие  умения преподавателям  факультета искусств и получить необходимые консультации. По итогам олимпиады  2009г и 2010г. Каменева Елена  награждена  дипломами III степени.

 В художественно-эстетическом направлении дополнительного образования школы ведется проектно-исследовательская деятельность, что способствует  освоению учащимися целого ряда специфических проектных умений, общеучебных навыков, позволяет расширить образовательное пространство личности обучающихся, способствует ее социализации, активному воспроизведению музыкально-практических умений и навыков, формирует у обучающихся универсальные компетентности.  В проектной деятельности осуществляется возможность реализации профильных, профессиональных интересов учащихся и одновременно исследовательских, творческих, происходит опосредованное развитие компьютерной грамотности. Результатом данной формы работы является  исследовательский проект «Любовь – вечная тема в искусстве»  Бордюговой Людмилы, который отмечен дипломом и вошел в раздел «Избранные работы»  по итогам Всероссийского фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» в номинации «Музыкальное творчество»  2009-2010г.

Художественно-эстетическое направление дополнительного образования МОУ «СОШ № 48»  осуществляет занятия по дополнительным образовательным программам «Эстрадное пение» и «Вокальный ансамбль», задачами которых является оптимальное индивидуальное певческое развитие каждого ребенка, формирование  умения петь в ансамбле, певческой культуры, воспитание художественного вкуса,  создание условий для самореализации обучающихся. В ходе реализации программ осуществляется подготовка учащихся к будущей профессиональной деятельности посредством: изучения учащимся специфики  вокального и ансамблевого пения, происходит развития первоначальных профессиональных навыков. Самой результативной воспитанницей  этого направлении стала Лыкова Татьяна, которая  награждена дипломом финалиста III-го Всероссийского конкурса юных вокалистов (г.Москва), дипломом Лауреата по итогам  международного фестиваля детского творчества «ЗВЕЗДЫ НОВОГО ВЕКА» (г.Москва) многочисленными дипломами региональных и муниципальных конкурсов солистов-вокалистов эстрадного направления.  Ансамбль «Звездный дождь» является лауреатом городских и региональных конкурсов. Обучение  по данным программам сыграло большую роль в выборе образовательно-профессионального маршрута   выпускницей школы Синюгиной Кристины, которая стала студенткой музыкального отделения Курского педагогического колледжа.

  Создание в школе детского объединения «Музыкально-драматический театр «Синяя птица» способствовало  активному включению учащихся в процесс самостоятельной творческой деятельности, увеличению количества желающих заниматься музыкально-творческой деятельностью. Занятия в театре не только вводят детей в мир прекрасного, развивают музыкальные способности, но обращены к эмоциональной сфере личности ребенка, активизируют мышление и познавательный процесс, раскрепощают творческие возможности ребенка и помогают психологической адаптации в коллективе. В ходе подготовки и показов спектаклей происходит профессиональная самоидентификация, то есть возможность «примерки» профессии и одновременно реальной оценки своих способностей, осуществляется возможность реализации профильных, профессиональных интересов учащихся. Так как театральное творчество многогранно и сочетает в себе комплекс профессий: актера, певца, танцора, сценариста, декоратора, дизайнера костюмов, гримера, звукорежиссера и т.п., то учащиеся получают возможность попробовать свои силы в разных профессиях и, следовательно, спроектировать свои варианты послешкольного образовательного маршрута.

Постановки коллектива вызывают живой интерес у зрителей. В данном виде деятельности определилась группа детей с яркими вокальными и артистическими способностями. Коллектив музыкального театра является дипломантом и лауреатом городских, региональных и межрегиональных конкурсов театральных коллективов. По итогам конкурсов Беседин Иван, Сердюков Максим, Найденова Ирина, Гуторова Надежда, Кузнецова Екатерина и другие воспитанники  коллектива отмечены дипломами и грамотами «За создание сценического образа».

Использование  информационно-коммуникационных технологий носит прикладной характер, является вспомогательным элементом в решении главной задачи – формировании профессиональной компетенции учащихся. Воспитанники   принимают активное участие в составлении компьютерных презентаций, в которых рассказывают о личных  успехах и достижениях коллектива. Группа обучающихся, освоивших компьютерную программу для обработки музыки «Audacity.exe», в рамках апробации элективного курса  для старшеклассников «Музыка и компьютер» студента факультета искусств Бычкова Е. Э., приняла участие в создании музыкального оформления к спектаклю  школьного музыкального театра «Синяя птица». Применение ИКТ способствует формированию компьютерной грамотности и информационной компетенции учащихся.

Личные достижения школьников в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности фиксируются, накапливаются и оцениваются в портфолио, которые являются  открытой, презентационной частью внутренних ресурсов обучающихся.

 Диагностика, родителей и воспитанников, обучающихся по дополнительным образовательным программам «Эстрадное пение», «Вокальный ансамбль» и детского объединения «Музыкально-драматический театр «Синяя птица», проводимая психологической службой школы, в конце года показала, что 100% родителей считают, что педагог создает условия для выявления и развития способностей воспитанников, 95% считают, что ребенок получает начальную профессиональную подготовку.  На вопрос, хотели бы вы связать дальнейшую свою профессию с музыкальной деятельностью 53%  воспитанников дали положительный ответ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в художественно-эстетическом направлении дополнительного образования нашей школы, созданы условия для формирования у учащихся ключевых и профориентационных компетентностей.  Возможно ребенок не станет учителем музыки,  профессиональным певцом-исполнителем или профессиональным актером, но способы деятельности (учебные, начальные профессиональные) и опыт, полученный им в разнообразных видах художественно-эстетической деятельности, является необходимым для успешной социализации  школьников в послешкольный период, в получении среднего специального и высшего профессионального образования, в трудовой деятельности по специальности, не требующей высокой квалификации.

Все вышесказанное убеждает в том, что в условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.   

 Разнообразие форм и видов дополнительного образования с учетом запросов детей и родителей, обеспечение индивидуального темпа обучения, использование инновационных подходов позволяют системе дополнительного образования активно включаться в реализацию профильного обучения. Это способствует  самоопределению учащихся на данном этапе жизненного пути и позволяет усилить стартовые возможности выпускника школы на рынке труда и в получении профессионального образования

Наш опыт работы с музыкально одаренными детьми убеждает в том, что чем раньше школьник погружается в интересное для него дело, в котором и проявляются его задатки и способности, тем надежнее может быть помощь ему в выборе дела на «всю оставшуюся жизнь».

 

Литература

1.Горский В.А., Сулейманова З.З., Чупанов А.Х. Профильное обучение в системе внешкольного, дополнительного образования учащихся//Дополнительное образование.-2005.-№4

2.Концепция модернизации дополнительного образования детей
Российской Федерации до 2010 года. – М., 2004.

3.Родичев Н. Ф. Профориентационно значимая компетентность старшеклассника. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-17.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.


Л.В.Кравцова 
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №48"
http://urokiskusstva.ucoz.ru 
Курск 2010

 


Категория: Мои статьи | Добавил: LoraK (21.12.2010)
Просмотров: 2569 | Рейтинг: 3.7/12
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:


Полезные сайты
  • Министерство образования и науки РФ
  • Комитет образования и науки Курской области
  • Официальный сайт ФПК и ППК КГУ
  • Сайт КИНПО (ПК и ПП) СОО
  • АПК и ППРО - повышение квалификации
  • Открытый урок - фестиваль педагогических идей
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Сайт МОУ "СОШ № 48" г.Курска
  • Copyright MyCorp © 2025