Происходящие изменения в современной общественной жизни
требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих
дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыков
самостоятельного движения в информационных полях, формирования у обучающегося
универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в
жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной
жизни. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности,
формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять
знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия,
эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть
открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого
внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения
образовательной деятельности.
В проекте Федерального государственного
образовательного стандарта общего образования отмечается, что интегрированным
результатом освоения основных общеобразовательных программ является уровень
компетентности выпускника, необходимый и достаточный для обеспечения возможности
полноценного развития личности учащегося, получения образования на протяжении
всей жизни и профессиональной деятельности. В этом же документе определены
требования к результатам образования, имеющие универсальное, метапредметное значение, среди них готовность к профессиональному выбору, способность
ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и системе
профессионального образования с учетом собственных интересов и возможностей.
Найти свое место в мире профессий –
процесс длительный, требующий от человека адекватной оценки собственных
возможностей, знаний о своих сильных сторонах, о личностных затруднениях,
овладения культурой самопознания, готовности к постоянному процессу обучения,
профессиональной компетентности.
В Концепции модернизации российской
системы образования определены важность и значение системы дополнительного
образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и
интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Согласно
Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации
до 2010 года, дополнительное образование детей – это «мотивированное
образование за рамками основного образования, позволяющее человеку приобрести
устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя,
самоопределиться предметно, социально, профессионально, личностно».
В
МОУ «СОШ № 48» дополнительное образование детей является стабильно
функционирующей системой, в которую входят объединения дополнительного образования
детей девяти направлений: спортивного, социально-педагогического,
военно-патриотического, эколого-биологического; культурологического,
технического, декоративно-прикладного, художественно-эстетического,
предметного. В них занимается 80% от общего количества учащихся школы, а также
дети и подростки других образовательных учреждений округа. Дополнительное
образование детей в нашей школе развивается на основе межведомственного
взаимодействия с учреждениями культуры, спорта, науки, профессионального образования.
В рамках занятий в системе дополнительного образования осуществляется
профориентационная поддержка учащихся, направленная на развитие их профориентационной
компетентности. В художественно-эстетическом направлении профориентационная поддержка
осуществляется посредством: профориентационной работы, проектного метода, информационно-коммуникационных
технологий и реализации дополнительных образовательных программ.
Подготовка
учащихся к будущей профессиональной деятельности осуществляется посредством изучения
учащимися специфики выбираемой профессии. В рамках сотрудничества с кафедрой методики
преподавания музыки и изобразительного искусства факультета искусств Курского
государственного университета, на базе школы осуществляется педагогическая
практика студентов. Сотрудничество
способствует знакомству учащихся с данным учреждением профессионального
образования. В ходе проведения педагогической практики студенты демонстрируют
специальные знания, необходимые в профессии учителя музыки. Студенты активно участвуют в проведении внеклассных мероприятий. Так, открытый
классный час «Народные традиции Курского края», в организации и проведении
которого участвовали студенты КГУ и коллектив фольклорного ансамбля «Полдень»
музыкального колледжа им.Г.Свиридова, получил высокую оценку присутствовавших
заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных учреждений
города Курска. В ходе подготовки к мероприятию учащиеся познакомились с
музыкальными традициями Курского края, освоили специфику народной манеры пения,
лексику народных танцевальных движений, познакомились с приемами игры на
кугиклах, получили практический опыт исполнения курских народных песен. Такой
вид взаимодействия способствует развитию
музыкально-практических умений обучающихся и приобретению первоначальных
профессиональных навыков в процессе успешного опыта проведения
профессиональных проб. «Курские
припевки» в исполнении обучающихся школы, студентов КГУ и фольклорного
ансамбля «Полдень» музыкального колледжа им.Г.Свиридова
С 2009
года ГОУ ВПО «Курский государственный
университет» проводит региональную Многопрофильную олимпиаду, в которую
включена секция «Музыкальное искусство». Одной из основных задач Олимпиады
является целенаправленная профориентационная работа, создание оптимальных
условий для выявления и привлечения в Курский государственный университет
наиболее подготовленных, одаренных, профессионально ориентированных обучающихся
средних общеобразовательных учреждений, способных к освоению программ высшего профессионального
образования. В школе подготовка участников (обучающихся 9-11 классов) олимпиады осуществляется в рамках часов,
отведенных на дополнительное образование. Участие школьников в олимпиаде -
это возможность проверить свои
специальные знания в области музыкального искусства, а творческий конкурс,
который включен в программу олимпиады, дает возможность музыкально одаренному
ребенку продемонстрировать свои творческие
умения преподавателям факультета
искусств и получить необходимые консультации. По итогам олимпиады 2009г и 2010г. Каменева Елена награждена
дипломами III степени.
В
художественно-эстетическом направлении дополнительного образования школы
ведется проектно-исследовательская деятельность, что способствует освоению учащимися целого ряда специфических
проектных умений, общеучебных навыков, позволяет расширить образовательное
пространство личности обучающихся, способствует ее социализации, активному
воспроизведению музыкально-практических умений и навыков, формирует у
обучающихся универсальные компетентности.
В проектной деятельности осуществляется возможность реализации
профильных, профессиональных интересов учащихся и одновременно
исследовательских, творческих, происходит опосредованное развитие компьютерной
грамотности. Результатом данной формы работы является исследовательский проект «Любовь – вечная тема в искусстве»
Бордюговой Людмилы, который
отмечен дипломом и вошел в раздел «Избранные работы» по итогам Всероссийского
фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» в номинации
«Музыкальное творчество» 2009-2010г.
Художественно-эстетическое направление
дополнительного образования МОУ «СОШ № 48» осуществляет занятия по дополнительным
образовательным программам «Эстрадное пение» и «Вокальный ансамбль», задачами которых является оптимальное индивидуальное
певческое развитие каждого ребенка, формирование умения петь в ансамбле, певческой культуры,
воспитание художественного вкуса,
создание условий для самореализации обучающихся. В ходе реализации программ
осуществляется подготовка учащихся к будущей профессиональной деятельности
посредством: изучения учащимся специфики вокального и ансамблевого пения, происходит
развития первоначальных профессиональных навыков. Самой результативной
воспитанницей этого направлении стала
Лыкова Татьяна, которая награждена дипломом финалиста III-го Всероссийского конкурса юных вокалистов
(г.Москва), дипломом Лауреата по итогам
международного фестиваля детского творчества «ЗВЕЗДЫ НОВОГО ВЕКА»
(г.Москва) многочисленными дипломами региональных и муниципальных конкурсов
солистов-вокалистов эстрадного направления.
Ансамбль «Звездный дождь» является лауреатом городских и региональных
конкурсов. Обучение по данным программам
сыграло большую роль в выборе образовательно-профессионального маршрута выпускницей школы Синюгиной Кристины, которая
стала студенткой музыкального отделения Курского педагогического колледжа.
Создание в школе детского объединения «Музыкально-драматический
театр «Синяя птица» способствовало активному
включению учащихся в процесс самостоятельной творческой деятельности, увеличению
количества желающих заниматься музыкально-творческой деятельностью. Занятия в театре
не только вводят детей в мир прекрасного, развивают музыкальные способности, но
обращены к эмоциональной сфере личности ребенка, активизируют мышление и
познавательный процесс, раскрепощают творческие возможности ребенка и помогают
психологической адаптации в коллективе. В ходе подготовки и показов спектаклей происходит
профессиональная самоидентификация, то есть возможность «примерки» профессии и
одновременно реальной оценки своих способностей, осуществляется возможность
реализации профильных, профессиональных интересов учащихся. Так как театральное
творчество многогранно и сочетает в себе комплекс профессий: актера, певца,
танцора, сценариста, декоратора, дизайнера костюмов, гримера, звукорежиссера и
т.п., то учащиеся получают возможность попробовать свои силы в разных
профессиях и, следовательно, спроектировать свои варианты послешкольного
образовательного маршрута.
Постановки коллектива вызывают живой
интерес у зрителей. В данном виде деятельности определилась группа детей с
яркими вокальными и артистическими способностями. Коллектив музыкального театра
является дипломантом и лауреатом городских, региональных и межрегиональных
конкурсов театральных коллективов. По итогам конкурсов Беседин Иван, Сердюков
Максим, Найденова Ирина, Гуторова Надежда, Кузнецова Екатерина и другие
воспитанники коллектива отмечены
дипломами и грамотами «За создание сценического образа». Использование информационно-коммуникационных технологий
носит прикладной характер, является вспомогательным элементом в решении главной
задачи – формировании профессиональной компетенции учащихся. Воспитанники принимают
активное участие в составлении компьютерных презентаций, в которых рассказывают
о личных успехах и достижениях
коллектива. Группа обучающихся, освоивших
компьютерную
программу для обработки музыки «Audacity.exe», в рамках апробации элективного курса для старшеклассников «Музыка и компьютер»
студента факультета искусств Бычкова Е. Э.,
приняла участие в создании музыкального оформления к спектаклю школьного музыкального театра «Синяя птица».
Применение ИКТ способствует формированию компьютерной грамотности и
информационной компетенции учащихся.
Личные достижения школьников в
разнообразных видах музыкально-творческой деятельности фиксируются,
накапливаются и оцениваются в портфолио, которые являются открытой, презентационной частью внутренних
ресурсов обучающихся.
Диагностика, родителей и воспитанников,
обучающихся по дополнительным образовательным программам «Эстрадное пение»,
«Вокальный ансамбль» и детского объединения «Музыкально-драматический театр
«Синяя птица», проводимая психологической службой школы, в конце года показала,
что 100% родителей считают, что педагог
создает условия для выявления и развития способностей воспитанников, 95% считают, что ребенок получает начальную
профессиональную подготовку. На вопрос,
хотели бы вы связать дальнейшую свою профессию с музыкальной деятельностью 53% воспитанников дали положительный ответ. Таким
образом, можно сделать вывод о том, что в художественно-эстетическом
направлении дополнительного образования нашей школы, созданы условия для
формирования у учащихся ключевых и профориентационных компетентностей. Возможно ребенок не станет учителем
музыки, профессиональным
певцом-исполнителем или профессиональным актером, но способы деятельности
(учебные, начальные профессиональные) и опыт, полученный им в разнообразных
видах художественно-эстетической деятельности, является необходимым для
успешной социализации школьников в
послешкольный период, в получении среднего специального и высшего
профессионального образования, в трудовой деятельности по специальности, не
требующей высокой квалификации.
Все вышесказанное убеждает в том, что в
условиях общеобразовательного учреждения дополнительное образование дает
ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение
ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам,
создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными
способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным
дисциплинам. Дополнительное образование детей увеличивает пространство, в
котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность,
реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые
зачастую остаются невостребованными основным образованием.
Разнообразие
форм и видов дополнительного образования с учетом запросов детей и родителей,
обеспечение индивидуального темпа обучения, использование инновационных
подходов позволяют системе дополнительного образования активно включаться в
реализацию профильного обучения. Это способствует самоопределению учащихся на данном этапе
жизненного пути и позволяет усилить стартовые возможности выпускника школы на
рынке труда и в получении профессионального образования
Наш опыт работы с музыкально одаренными
детьми убеждает в том, что чем раньше школьник погружается в интересное для
него дело, в котором и проявляются его задатки и способности, тем надежнее
может быть помощь ему в выборе дела на «всю оставшуюся жизнь».
Литература
1.Горский
В.А., Сулейманова З.З., Чупанов А.Х. Профильное обучение в системе
внешкольного, дополнительного образования учащихся//Дополнительное
образование.-2005.-№4
2.Концепция
модернизации дополнительного образования детей
Российской Федерации до 2010 года. – М., 2004.
3.Родичев Н. Ф.
Профориентационно значимая компетентность старшеклассника. // Интернет-журнал
"Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-17.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования
"Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
Л.В.Кравцова
МОУ "Средняя общеобразовательная школа №48" http://urokiskusstva.ucoz.ru Курск 2010
|